Дженни Джонс - различаем и не путаемся!

  • 17.02.2017
  • kvv

Много лет я собиралась написать о Дженни Джонс, девушке из Уэльса, чье изображение так часто встречается на всевозможных британских мелочах: латунных ручках, колокольчиках, дверных молотках, штопорах, каминных вилках, тарелках и пр. Информация накапливалась и терялась (старость – не радость!), и написание статьи все откладывалось.

Нынче я решила, что откладывать больше нельзя. Ведь случись что – даже сами британцы не узнают, что запутались в своих девушках из Уэльса. Не говоря уж о нас, россиянах.

А запутаться есть в чем, это нужно признать. И истоки путаницы лежат, конечно же,  в самом имени Дженни Джонс. Я не большой знаток языка, но думаю, Дженни Джонс – это что-то типа нашего Бориса Иванова. Он тебе и известный актер, он же – и чудесный писатель, и еще пара десятков, если не сотен ипостасей имеется у людей с таким именем.

Вот и с этой чудесной девушкой связывают минимум 3 истории. Возможно, правда, что две истории все-таки повествуют об  одной и той же молодой ирландке. Заинтересовавшиеся могут попытаться распутать эту детективную историю далее – исходные ссылки указаны.

Чтобы не утомлять вас совсем уж длинным рассказом, приведу совсем краткие описания историй.

История первая.

В далеком 1820 году  (плюс-минус десяток лет) развеселые ирландцы сложили песню «Дженни Джонс, или дева Лланголлена». О моряке Эдварде Моргане, который путешествует по миру, встречая всяких-разных интересных людей. Но мечтает он при этом только о том, чтобы вернуться в родной Лланголлен и вновь встретиться с милой девушкой Дженни Джонс. И сделать ее Дженни Морган. Отметим, что в этой истории точно фигурирует бидончик с молоком, который всегда сопровождает возлюбленную Эдди.

История вторая.

Подлине и позабавнее.

Дженни Джонс из Талиллина (Talyllyn, Средний Уэльс) родилась в последние несколько лет 17-го века и умерла в 1884 году. Там же она познакомилась со своим мужем Льюисом Гриффитом . Льюис находился на подготовке армейских кадров  Дублине , когда эта пара встретилась, и состоялось это событие  6 апреля 1814. Служил Льюис Роте Королевских Валлийских  стрелков (их называют  еще Королевскими уэльскими фузилерами и Королевскими валлийскими фузилерами). Как полагают, поженились молодые люди вскоре после встречи, несмотря на жесткое сопротивление семьи Дженни. И у семьи были основания сопротивляться внезапному браку: вскоре батальон Льюиса отбыл к местам сражений в Европе.

И вот с этого момента начинается самое интересное. Дженни отбыла в Европу вместе с мужем. К сожалению, ссылку на этот материал я не смогла найти, но истории, подобные данной, хорошо известны. Огромное количество жен в это время следовало за своими воюющими мужьями. По той простой причине, что жалованье бравым воинам выдавали на местах дислокаций,  и нетрудно догадаться, что происходило с этим жалованьем дальше. Потому серьезно настроенные  жены следовали за мужьями и их денежками,  хотя это и не совсем приветствовалось командованием. Не приветствовалось, но и не запрещалось. Поскольку жены часто приносили определенную пользу, обслуживая солдат и офицеров. Стирка, помощь в госпиталях и прочие удовольствия. Как утверждают родственники Джейн, девушка отметилась почти во всех службах  - была горничной у офицерского состава, работала прачкой и медсестрой.

Собственно, это все. Потом было ранение, возвращение в родной Талиллин, нелепая смерть Гриффитса в 1837 году, новое замужество.  Однако же деревенских жителей, никогда не покидавших свою деревеньку, видимо, так потрясло поведение Дженни,  что в народе осталась история о большой любви и высокой жертвенности ирландских жен. Идущих с мужьями воевать. (Боюсь, поколение тех, кто вырос в Советском союзе, и знает историю своих воевавших родителей, посмотрит на такую жертвенность с некоторым скепсисом.)

Главное, что мы отмечаем в образе второй Дженни – это отсутствие каких-либо сопутствующих ей предметов. Кроме национального валлийского наряда – шляпы с высокой тульей и платка.

История третья.

Короткая. И потому прекрасная.

В 1802 году некая Дженни Джонс вышла из Кардиганшира (западное побережье Уэльса) в Лондон, чтобы купить Библию. Пешком. И, кажется, босиком. Она несла с собой бидончик с молоком и вязание. В этой истории главным является то, что третья Дженни экономила деньги  в течение шести лет для того, чтобы купить собственную Библию.  К сожалению, ссылку на эту деталь истории я привести тоже не могу, но в памяти остался тот факт, что  к моменту прибытия Дженни в Лондон в книжном магазинчике, который она посетила, закончились все дешевые Библии. Но владелец магазина так восхитился девушкой, что продал Дженни свой экземпляр Писания. История эта записана на скрижалях британского Библейского общества. Ну и конечно, после такого подвига она стала гордостью Лланголлена. (Правда, у меня лично возникает вопрос – почему девушка вышла из Кардиганшира, а гордиться ею стал Лланголлен?!)

Замечаем, что в упоминавшейся балладе Джона Перри есть и такие слова:

«Моя милая Дженни Джонс - гордость Ланголлена,

Моя милая Дженни Джонс - девушка, которую я люблю больше всего на свете.»

То есть мы имеем одну и ту же валлийскую деревушку, девушку, которой гордятся жители этой деревушки, и бидончик с молоком.  И делаем вывод, что это может быть одной и той же историей. Просто в песне про моряка было как-то не с руки упоминать библию. Поэзия – вещь специфическая и со своими законами. Ну, или авторы песни решили, что история с библией и так уже всем известна и народ от нее устал.

В общем, теперь мы знаем главное.  Существуют как минимум две Дженни Джонс. Обе в национальном валлийском костюме. Но у одной у локотка имеется бидончик с молоком, и в руках – вязание, а у другой в руках ничего такого нет. И это – две разные дженни. Вторая – это мужественная жена солдата, воевавшего с Наполеоном, а первая – стойкая и экономная христианка и возлюбленная моряка. С бидончиком (повторюсь!) и вязанием. И не стоит их путать!

А в России об этом до сих пор никто не знал. Ужас.

http://www.penmon.org/page84.htm
http://www.martyngriff.co.uk/jenny/pages/page08.htm
https://welshhat.wordpress.com/images/prints/jenny-jones/
http://www.bullworks.net/daily/03mar16f.htm