Британские зажимы для шарфа – литые узоры на имитации перламутра

  • 31.05.2016
  • kvv

Идея этой статьи вызревала довольно долго, а точнее – имелась настоятельная нужда в такого плана статье. А как легко понять, необходимость в статье появляется тогда, когда есть несколько любопытных вещей, образующих небольшую коллекцию. Однако вытанцовывалась статья трудно. Главным образом потому, что затрагивала сразу несколько тем.

Конечно же, главная тема, без которой здесь невозможно обойтись, это история зажимов для одежды и меха (dress clips). Именно в ней кроется история возникновения зажима для шейного платка или шарфа – scarf clips.  Итак.

Зажимы (клипсы) для одежды и меха впервые появились в 20-х годах прошлого столетия, когда современная концепция бижутерии брала мир стремительным штурмом.  Можно сказать, что до этого  момента только аристократия имела доступ к эстетике высокой моды,  квинтэссенцией которой являлись ювелирные украшения с драгоценными камнями и металлами. И только в 20-е годы XX века мир стал стремительно меняться, поворачиваясь лицом к обычному человеку. (Чему, кстати говоря, изрядно способствовал факт появления в 1917 году «красного проекта».)  Одна из самых значимых фигур, олицетворявших собой движитель этого процесса – знаменитая Коко Шанель,  двинувшая в массы идею с достоинством и удовольствием носить имитацию драгоценностей.  Идея упала на подготовленную почву, и вскоре производство и разработка ювелирных украшений стали обширнейшим полем для  экспериментов, на котором  дизайнеры создавали все новые и новые аксессуары  для женщин, желающих за вменяемые деньги внести яркую и модную ноту в свой гардероб.

И одна из первых мелочей, явивших себя миру в результате этих экспериментов, это и были зажимы для платья и мехов.  Вначале эти украшения крепились к платьям, мехам и прочим предметам женской одежды просто для того, чтобы подчеркнуть какие-то особо соблазнительные детали, такие как хорошо скроенный отворот или глубокий вырез. Они, как и броши,   выполнялись из самых различных материалов -  серебра, бронзы, искусственных кристаллов, эмалей, пластика и пр. И, конечно же, в самых различных стилях. 

В 1914 году компания «Eisenberg» начала компанию по производству зажимов для одежды с кристаллами Сваровски. После великой обвала фондового рынка в 1929 году эта бижутерия становится очень популярной – по сути, она просто сметается с  витрин и выставочных образцов  одежды в универмагах. В 1930 - е годы компания «Coro» присоединилась к этому триумфальному шествию, выпустив серию сдвоенных зажимов под названием  «Coro Duette».

В общем, это довольно обширная тема, но – увы! - не для этой статьи. Заинтересовавшись ею, вы легко можете найти любую информацию о тех компаниях и дизайнерах, которые двигали это направление моды.  Но нас сейчас интересует то, во что вылилось это направление далее.

А вылилось оно в то, что в  50-е годы произошел еще один маленький локальный взрыв интереса в направлении моды аксессуаров – во всяком случае, в Англии  вошли в моду и обрели большую популярность зажимы для шарфов, изготовленные из анодированного алюминия и люцита, имитирующего перламутр.  Появлению этого аксессуара способствовало 4 вещи: развитие направление моды «dress clip»; пик популярности шейных платков и шарфов; возвращение популярности анодированного алюминия; изобретение в 1937 году нового типа пластика под названием «люцит», и сильнейший всплеск интереса к бижутерии из люцита в 50-х. 

Алюминий был впервые использован при изготовлении ювелирных изделий в викторианскую эпоху, пик его популярности в этой области пришелся на  1860-е годы. Популярность металла была столь высока, что на Всемирной Выставке в Париже в 1855 году было представлено огромное количество шкатулок, браслетов,  прочей бижутерии и бытовых мелочей, изготовленных из него. Второй пик его популярности пришелся на период, наступивший после второй мировой войны. Во всяком случае, в Англии легко найти ожерелья, цепи и браслеты, сделанные из анодированного алюминия и датирующиеся периодом  конца 1940-х и начала 1950-х годов. Распространенность же использования этого металла для изготовления зажимов для шейных платков объяснялась просто – для невесомых шелковых платочков, ставших визитной карточкой и признаком особого шика того времени нужны были легкие материалы, и алюминий соответствовал этому требованию как нельзя лучше.

Что же касается люцита, то он появился в 30-е годы благодаря усилиям двух конкурирующих компаний – «DuPont» и «Rohm & Haas».  Но если вторая компания больше ориентировалась на применение люцита в военной промышленности, то первая – в производстве ювелирных изделий. Пластик (такой, как бакелит, целлулоид и пр.) и ранее успешно использовался  в ювелирном деле. Но бижутерия из люцита в 50-х годах прошлого века побила все рекорды популярности.

Вот на стыке всех этих технологических новшеств и тенденций моды и возникла серия очень популярных и очень узнаваемых британских зажимов из люцита и алюминия. Сначала много зажимов серии изготавливалась  в Шотландии с шотландскими же мотивами a la чертополох. Далее в Англии выпускались зажимы с  любимой британцами флористической тематикой - подсолнухи, лилии, розы, эдельвейсы, лилии и пр.  Параллельно выпускались зажимы с тематикой британских достопримечательностей, орнаментальные зажимы.  Чуть позже эстафету подхватила Восточная Германия. В 60-70-х годах они выпускали зажимы совершенно аналогичного типа, как правило,  с   цветком эдельвейса. (Что любопытно - на немецких зажимах, в отличие от британских, всегда имелись клейма.)

В заключение хочется отметить тот факт, что в наше время мода на зажимы для шарфов снова взмыла в небеса. Более того – антикварные и винтажные зажимы сейчас носят бесчисленным количеством способов. Их крепят к ожерельям и лейблам, на груди и на плече, с любого края декольте или прикрепленными к карману. Наконец, ими просто собирают складки на платье, крепят к пряжкам ремней, шляпам, сумкам, кошелькам.

Безусловно, долгое перечисление настоящих и вымышленных достоинств представляемой вещи  является моветоном, но в этот раз от этого трудно удержаться, поскольку объективно сложно найти вещь, настолько совмещающую  в себе функциональность, соответствие современным модным тенденциям, и антикварный потенциал. Кроме того, существенным плюсом этих зажимов является и их универсальность, позволяющая использовать зажимы с ансамблями самого разного назначения и стиля, в офисе и театре, с яркой блузкой и скромным свитером.  

И последнее (last but not least). Все мы знаем, что вопрос датирования и идентификации винтажной и антикварной бижутерии всегда очень важен для коллекционера. И вполне очевидно, что с данным типом зажимов это не вызовет никаких затруднений. 

http://www.collectorsweekly.com/costume-jewelry/dress-fur-clips
http://www.collectorsweekly.com/costume-jewelry/lucite
http://www.ebay.com/gds/Lucite-Jewelry-Identifying-Varieties-or-Types-/10000000000952312/g.html