Зеркало для туалетного столика, 1860 г.

Для того, чтобы размещать свои предложения цены товаров и бронировать их, Войдите или Зарегистрируйтесь

  • 18.11.2014
  • kvv

Цена - 71400 руб.

Чтобы оценить представляемое сегодня зеркало, придется хотя бы немного познакомиться с историей декоративно-прикладной бронзы Западной Европы XIX века.

Вероятнее всего, история появления этого зеркала  началось с французской революции 1848 года. По мнению искусствоведов и историков, именно она привела к уменьшению старых традиции в искусстве. И уже с середины XIX века начинаются поиски «идеала в отдаленных временах» (цит. по Гончарова Л.Н. http://www.ozon.ru/context/detail/id/1898009/): во Франции — в рококо и барокко, в Италии и Англии — в барокко и ренессансе, в Германии и Австрии — в готике и ренессансе.

И вот уже у Франции появляются опасные конкуренты в производстве бронзовых изделий: Австрия и Пруссия в короткий срок наводнили своей заурядной продукцией все рынки Европы. Англия не идет по этому пути, но внутренний рынок заполняется изделиями собственных мастеров.

Типичным образцом европейской бронзы 1860-70-х годов могут служить отдельные предметы, исполненные во французских стилях рококо и барокко. Даже часть русской буржуазии, ревниво оберегавшая свои национальные традиции, не могла устоять от искушения украсить свои апартаменты «капризным и грациозным» (Стасов) рококо. «Рокайльная» бронза, подражающая французской XVIII века, упорно держится в интерьерах особняков аристократии, и даже царских дворцов (это и дворец в Гатчине, и многие комнаты Зимнего дворца - «четвертая запасная половина», малиновая гостиная, гостиная с амурами и т.п.).

Но уже в конце 1870-х годов цельность бронзовых изделий постепенно исчезает, потеря чувства меры в бронзе лишает последнюю единства стиля, появляются в «рокайльных» произведениях элементы, взятые из других стилей. К концу 1870 - началу 1880 годов прием использования разнородных деталей в одном и том же предмете широко распространяется, благодаря чему подражательные, так называемые исторические стили (особенно рококо), теряют художественную выразительность и логичность. А вскоре историю декоративно-прикладного искусства начнут сильнейшим образом изменять ветры научно-технического прогресса: западноевропейская бронза начинает страдать от конкуренции различных заменителей и подражаний: цинка, чугуна, железа, папье-маше, гуттаперчи ...

Таким образом, 1880-е годы являются последним десятилетием развития ретроспективного направления в художественной бронзе. Конкуренция толкает бронзовщиков на поиски новых, модных мотивов. Кроме неизменно пользующейся успехом реалистической декоративно-прикладной скульптуры, в бронзу начинают проникать мотивы нового стиля «модерн». Появляются вазы, пепельницы, письменные принадлежности и осветительные приборы необычных форм, не имеющих ничего общего с художественной бронзой XIX века…

Возвращаясь к главной теме сегодняшнего поста, еще раз отметим, что именно в 1860-80-х годах как в Европе, так и в Англии наиболее распространенными являлись гостиные и каминные гарнитуры, а также отдельные элементы интерьера, исполненные из бронзы (часто золоченой) в стиле, подражающем рококо XVIII века, с резвящимися купидонами, эльфами, нимфами, сатирами и т.д.

Представленное зеркало в рокайльном стиле и относится, вероятнее всего, именно к 1860-м годам XIX века. Изящная ассиметричная рама зеркала расположена на объемном фигурном постаменте, овальное зеркальное полотно обрамлено резвящимися среди раковин и завитков купидонами. Рама имеет зажим, позволяющий регулировать наклон зеркала.

Железные крепления на оборотной стороне поддерживают зеркало в рамке. Неясны возраст и аутентичность самого зеркального полотна. Скорее всего, это более поздняя замена оригинальных частей. Следы старого чистящего порошка не удалены.

Высота всего зеркала – 34 см., рамки – 26 см. Ширина общая – 27 см. Рамки – 19,6 см.